+7 (812) 777-77-09
Пн-Вс 8:00-22:00
Обратный звонок

Психологические аспекты боли

Цены

А.Г. Донской, В.А. Леоско.

Анестезиологическое обеспечение в детской амбулаторной стоматологической практике.

Значительная часть «телесного» опыта в жизни ребёнка связана с болевыми событиями: падениями, ушибами, порезами, а также различными медицинскими процедурами, такими как прививки, забор анализов крови, лечение зубов, лечение ран и т.д. Кроме этого многие дети переносят серьёзные болезни и лечение, сопровождающееся страданиями и болевыми ощущениями. Как это сказывается на формировании личности, характера пи поведения ребёнка в дальнейшей жизни?

В течение последних 20 лет в педиатрии неуклонно растёт число публикаций, посвящённых обсуждению данного вопроса, а также проблеме понимания и восприятия боли у детей. Связано это с тем, что исследования последних десятилетий продемонстрировали значительные краткосрочные неблагоприятные реакции у детей в ответ на болевые события.

Увеличивается количество доказательств о долговременных отрицательных эффектах переживания боли у детей, возникающих при различных хронических, острых или тяжёлых заболеваниях; из-за неадекватного лечения боли, а также вмешательств при проведении различных медицинских лечебных и профилактических процедур (в том числе вакцинации). Всё это заставляет пересматривать и повышать стандарты клинической практики в педиатрии, созданы различные комитеты и центры по изучению проблем и последствий боли у детей.

Специалистов, работающих с детьми, призывают активно участвовать в оценке, контроле боли и переживаемого из–за неё дистресса у ребёнка и членов его семьи. Важно обращать большее внимание на лечение болей самого различного происхождения, переоценивать бытующие взгляды по поводу того, вызвана ли она каким–либо заболеванием или связана с проводимыми медицинскими мероприятиями.

В то же время во взглядах специалистов и родителей маленьких пациентов сохраняется достаточно много мифов о том, как дети воспринимают и переживают боль. Происходит это в основном в силу того, что детей сопоставляют с взрослыми. Среди подобных заблуждений можно встретить следующие умозаключения:

  • дети не воспринимают боль как взрослые;
  • дети не помнят о боли, пережитой ими ранее;
  • дети всегда говорят взрослым, когда им больно;
  • дети всегда одинаково воспринимают боль;
  • детям боль терпеть полезно, так как это помогает формировать характер и силу воли;
  • обезболивание приводит к психологической зависимости у ребёнка и т.д.


Попробуем рассмотреть эти вопросы подробнее.

Боль является одной из самых рано формирующихся психофизических функций, связанной с самыми «древними» структурами мозга. К 30-и неделям развития плода все пути проведения и восприятия боли уже сформированы. С этого времени ребёнок воспринимает боль, а её интенсивность часто оказывается даже большей, чем у взрослых.

Однако субъективный характер боли делает её трудноизмеримым понятием. Особенно это касается тех, кто затрудняется выразить свою боль словами. В результате этого, как утверждают исследователи, до начала 80-х годов ХХ века лечение боли у новорождённых редко проводилось адекватно, т.к. предполагалось, что из-за незрелой нервной системы младенцам практически не знакомы болевые ощущения. Работы Anand и соавторов показали, что у недоношенных новорождённых после хирургического вмешательства с обычной минимальной анестезией возникали более сильные реакции (возрастание концентрации катехоламинов, глюкагона, кортикостероидов), у них наблюдалось больше послеоперационных осложнений, выше оказывалась смертность по сравнению с группой новорождённых, получивших полную анестезию. McCrath и Unruh доказали, что незрелость новорождённых касается не их способности переживать боль, а исключительности их неспособности сигнализировать о ней взрослым.

Имеющиеся в настоящее время данные позволяют специалистам настоятельно требовать обеспечения обезболивания детям любого возраста, хотя бы потому, что все человеческие существа имеют право на адекватную помощь в контроле боли, вне зависимости от того, могут ли они о ней сообщить или нет.

Стоит учитывать также, что общее восприятие лечения и болезни взрослым пациентом и ребёнком различно. Взрослый человек способен оценить пользу лечебных процедур и медицинских манипуляций и позитивно воспринять ситуацию лечения, медицинский персонал, несмотря на пережитую боль и неприятные ощущения.

Мышление ребёнка (примерно до начального подросткового возраста) конкретно, наглядно, более фрагментарно. Так, в крупном рандомизированном исследовании показано, что пугающим и болезненным компонентом визита к врачу дети практически всех возрастов считают иглы и процедуры, связанные с их использованием.

В силу дефицита смысловой регуляции эмоции и ощущения играют большую роль в оценке ситуации и адаптации к ней. Поэтому лечебные и профилактические медицинские процедуры, связанные с болезненными ощущениями, или заболевания, сопровождающиеся болью, часто ассоциируются у детей с наказаниями и насилием. Дети нередко испытывают вину за собственное плохое самочувствие, расценивая это, как проявление их собственной «плохости».

Даже не умеющие ещё говорить дети очень хорошо помнят все детали болезненных процедур и событий. При повторении процедуры у них отмечается повышение «стрессовой» реакции уже в момент обработки кожи перед процедурой.

Негативный опыт может усиливать болевой ответ раз от раза, как снежный ком, определяя дальнейший ответ ребёнка на болевые стимулы. Память заставляет организм избегать тех ситуаций, которые благодаря опыту боли приобрели в жизни ребёнка значение «опасные». Если эта боль возникла в результате медицинских манипуляций, лечение или болезни, то подобное избегание называют «синдромом медицинского посттравматического стрессового расстройства». Известным проявлением этого нарушения является знакомая многим взрослым «иглофобия».

Боль – это индивидуальный ответ каждого организма, складывающийся под влиянием, в том числе, эмоциональных социальных, культурных факторов, а также факторов окружения.

Болевой ответ обусловлен постоянных и меняющихся со временем факторов (обстановка, ситуация):

  1. К постоянным переменным традиционно относятся пол, темперамент, ребёнка, возрастной период. Известно, что больший болевой ответ дают девочки по сравнению с мальчиками, маленькие дети по сравнению с более взрослыми детьми, дети с менее развитым мышлением, более капризные (неуправляемые) дети, дети со сниженной общей адаптацией, более чувствительные и более и более эмоциональные дети, с более ярким и образным описанием боли, а также с внутренним локусом контроля (тенденцией приписывать себе ответственность за происходящие события, реагировать на сложные ситуации возникновения чувства вины). Отмечают, что внутриэтнические различия в индивидуальных ответах на болевые раздражители оказываются гораздо шире, чем межэтнические.

  2. К меняющимся со временем переменным относятся всё, что связано с медицинской ситуацией, в которой находится ребёнок, и с ближайшим окружением, в данный момент. Значительно усиливает болевой ответ у детей склонность окружающих и самого ребёнка расценивать ситуацию болезни или медицинского вмешательства как катастрофу; беспокойство, желание получить выгоду в данной ситуации, страх перед медработниками и процедурами, суетная и шумная обстановка, отсутствие позитивной мотивации (например, объяснения ребёнку, что болезненная процедура делается, чтобы побороть болезнь или предотвратить её), отсутствие родителей или тревожное состояние, неспособность родителя «контейнировать», сдерживать переживания ребёнка и успокаивать его.


У одного и того же ребёнка при проведении одной и той же процедуры под влиянием негативных внешних факторов (таких как серьёзное беспокойство ребёнка, отсутствие родителей, тревога родителей) болевые ощущения могут в значительной степени увеличиваться.

Несмотря на то, что боль имеет сигнальную функцию, свидетельствуя о неполадке, повреждений в организме, мобилизуя резервные силы организма для обеспечения реакции бегства и обороны, часто её «позитивный» смысл чрезвычайно преувеличивается. Боль призывает оказать помощь, провести лечение.

С психологической точки зрения терпеть боль не только бесполезно, но и вредно.

Боль ухудшает качество жизни (восприятие возможностей и полноты жизни) детей разных возрастов и при различных заболеваниях и в случаях разных медицинских манипуляций. При этом она имеет выраженные негативные эффекты: как краткосрочные, так и отсроченные во времени.

Некоторые авторы в зависимости от остроты реакции и длительности последствий в ответ на медицинские ситуации и болезни, сопровождающиеся различными болями, разделяют острое стрессовое расстройство (ОСТ) (acute stress disorder) и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) (posttraumatic stress disorder). Первое (ОСТ) характеризуется преимущественно диссоциацией, избегающим поведением, тревогой и возбудимостью, навязчивым повторением пережитого, симптомы длятся от 2 дней до 4 недель и постепенно угасают. Для второго (ПСТР) также свойственно повторение пережитого, избегающее поведение, повышенная возбудимость, однако симптомы длятся, по крайней мере, один месяц.

Согласно МКБ-10 и DSM-IV посттравматическое стрессовое расстройство классифицируется, как тревожное расстройство. В зависимости от возраста, возможно совладать с травматическим болевым опытом, особенно медицинских ситуаций, реакции детей могут быть различными.

Младенцы и дети раннего возраста демонстрируют признаки регрессивного поведения, хнычут, может появиться энурез, потеря только что появившихся навыков, потеря речи, трудности засыпания или ночные пробуждения.

Дети дошкольного возраста стремятся воспроизводить пережитый опыт в играх, наряду с этим могут также появиться трудности засыпания и ночные кошмары, уменьшение речевой активности, повышение сепарационной тревоги (при расставании с близкими), а также страхи, например, страх темноты.

Дети младшего школьного возраста демонстрируют ночные кошмары, фиксированность на травматическом событии, навязчивые повторения, различные психосоматические реакции, перевозбуждение, неадекватные эмоциональные реакции, страхи, избегающее поведение, агрессивные выпады.

В более взрослом возрасте может появиться стремление к большей независимости – ранним сексуальным отношениям, стремлению покинуть дом – или, наоборот, несоответствующее возрасту увеличение зависимости. Возможно также отклоняющее поведение, употребление психоактивных веществ. Чаще по сравнению с детьми младшего возраста у подростков отмечается чувство вины и навязчивые воспоминания.

В любом возрасте ребёнок, сталкиваясь с переживаниями боли, часто теряет интерес к обычным видам активности, у него понижается самооценка, часто теряется перспектива будущего. Подобные переживания могут расстраивать отношения с близкими, друзьями, особенно если болевые ощущения связаны с жизненно важными процедурами или серьёзной болезнью, а также насилием.

В свою очередь, последствия ПТСР могут приводить к нарушению адаптации ребёнка в школе, привычной жизни в среде.

Сравнивались разные типы травматических ситуаций, сопряжённых с болевым опытом: травматические ситуации типа I, связанные с внезапными событиями (пожаром, авариями с повреждениями, различными медицинскими процедурами) и ситуации типа II, связанные с длительными воздействиями неприятного события (онкологические заболеваниями, пересадкой органов). Для обоих случаев характерно было избегающее поведение у детей, повышение тревожности, повторение ситуаций. Для детей с I типом травмы более характерно было полное детализированное запоминание ситуации, развитие предчувствий, нарушение восприятия реальности, в то время как дети с типом травм II демонстрировали большее отрицание ситуации, диссоциации, отсутствие чувств или проблем. В ответ на медицинские процедуры могут развиваться как ответы I типа (если процедуры связаны с опасными вмешательствами), так и II типа (в случае, если процедуры более болезненные повторяются многократно, а само лечение оказывается длительным и агрессивным).

В ответ на хирургическое вмешательство, сопровождающееся болевыми переживаниями, более 80% детей и членов их семей испытывают острый стресс. Подобная травма провоцирует страхи, депрессию, генерализованную тревогу. У каждого пятого ребёнка развивается посттравматическое стрессовое расстройство, длящееся более 4х месяцев и проявляющееся в повседневной жизни.

Данные специального созданного в США Центра изучения медицинского стресса у детей (Center for Pediatric Traumatic Stress, Philadelfiphia) также подтверждают, что опыт боли у детей может иметь значительные негативные краткосрочные и отсроченные во времени психологические и социальные последствия. Среди психологических последствий во взрослой жизни встречаются: хроническое болевое расстройство, тревожность, различные фобии, ипохондрическое развитие личности, панические атаки.

Значительные социальные и эмоциональные проблемы в случае болей в детстве переживают не только дети, но и их родители. Уменьшение болевых переживаний снижает выраженность медицинского стресса у детей и их семей.

В связи с этими соображениями в детской амбулаторной стоматологии необходимо использовать эффективную и безопасную методику анестезиологического обеспечения.


Обратный звонок
Вы можете заполнить форму – Вам перезвонят
Удобное время звонка

Отправляя персональные данные из этой формы, я даю согласие на обработку персональных данных
Цены на лечение детского кариеса

Терапия

Лечение кариеса временного зуба (средняя стоимость) от 3 520 руб.
Лечение кариеса постоянного зуба от 4 630 руб.
Лечение кариеса в стадии пятна методом инфильтрации препаратом Icon (1 зуб, БЕЗ БОРМАШИНЫ!) 4 410 (только на постоянные зубы) руб.
Лечение пульпита временного зуба (лечение за 2 посещения, в зависимости от количества каналов)) от 8 210 руб.
Лечение пульпита постоянного зуба (лечение за 2 посещения, в зависимости от количества каналов) от 10 056 руб.
Восстановление временных зубов функциональной коронкой (за ед.) 8 270 руб.

Анестезия

Седация* (кислород+азот), 1 визит 2 100 руб.
Анестезиологическое пособие (1 час) 12 010 руб.
Анестезиологическое пособие - последующие 0,3 часа 2 760 руб.
Местная анестезия 380 руб.
* Седация - это не анестезия и не наркоз. Это общее состояние релаксации, при котором врачи могут провести качественное лечение. Подробнее о седации
Все цены
Яндекс.Метрика